Следя за активностью Министерства инфраструктуры во главе с Борисом Колесниковым, поражаешься фантазии дорвавшихся до власти «бизнесменов». Такое впечатление, что они никак не способны осознать: их задача как людей, борющихся за звание державных мужей -повышать уровень благосостояния граждан, а не вытряхивать последние копейки из карманов последних. Но, увы, жадность - великая вещь, и вместо заботы о гражданах в глазах разномастных колесниковых мы видим лишь призрачный блеск монет.
(hvylya.org) - Чего стоят хотя бы последние инициативы Министерства инфраструктуры. Так, у Колесникова объявили, что билеты в скоростных поездах будут в 2 раза дороже, чем в скорых, - в частности, проект соответствующего приказа Министерства инфраструктуры «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузового багажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении» размещен на сайте ведомства. В документе сказано, что «стоимость проезда пассажиров в вагонах 1-го и 2-го классов скоростного поезда Интерсити+ (ИС +) определить путем умножения стоимости проезда соответственно в купейном, плацкартном вагонах скорого поезда на коэффициент 2,0». Кроме того, согласно проекту приказа, стоимость билета и плацкарты на поезда Интерсити+ (ИС+), которые отправляются в четверг и субботу, будет определяться с коэффициентом 0,9, на поезда, которые отправляются в пятницу и воскресенье, - с коэффициентом 1,1.
Заметим, что, согласно новой классификации пассажирских поездов, Интерсити+ (ИС+) - это дневной скоростной поезд, курсирующий в прямом сообщении. Требования: маршрутная скорость 90 км/ч и более при допустимой скорости до 200 км/ч, вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го класса.
Вообще круто. Понятно, что в наш век скоростей любой уважающий себя человек понимает, что скорость - это время, а время, понятно, деньги. А потому желающих ехать именно скоростным, а не скорым поездом, будет хватать. Даже вроде как по-европейски. Там тоже за скорость принято доплачивать, и европейцы не сетуют. Кстати, классификация поездов, предлагаемая Колесниковым для Украины, соответствует европейской, где их в делят на четыре основных типа: пригородные, региональные, скорые и высокоскоростные (правда, практически во всех странах они делятся еще на несколько подтипов).
Но давайте все же разберемся, что именно прикрывает делец Колесников со своими чудо-министерством (которое все больше похоже на мозговой центр по изобретению новых схем узаконенного вымогательства и дерибана) «европейской практикой» и «европейским опытом».
В Европе, как известно, скоростные поезда давно стали нормой, и они - что самое главное - действительно являются скоростными. Так, поезд французской компании Alstom в 2007 году установил рекорд скорости, разогнавшись до 574,8 км/час. Конечно, не везде по ЕС можно встретить такую резвость, но и в среднем региональные высокоскоростные поезда в Европе развивают скорость 260-300 км/час. Подобные скорости поневоле выдвигают особые требования и к самим поездам, и к оборудованию железных дорог, и к мероприятиям по организации безопасного движения на них.
Так, согласно требованиям Французских железных дорог - SNCF (и они в общем-то универсальны по Европе) для высокоскоростных магистралей, выделенные пути проходят вдали от населенных пунктов, в обход городов. На всех участках, где поезда набирают скорость порядка 300 км/час и выше, стоят специальные сетки высотой 2 метра, широко используется прокладка на многих участках путей под землей - по тоннелям. Конечно, и в Европе животные часто забредают на пути, а потому вскоре после того, как 30 лет назад поезда Франции стали ездить со скоростью выше 260 км/час, для перегона домашних животных через магистрали также построили специальные тоннели.
Особые требования и к конструкции поездов с тем, что если ЧП все-таки произойдет, максимально быстро устранить их последствия. Отличительная черта таких поездов - комфортабельные условия для пассажиров: они оборудованы телевизорами, телефонами, розетками для ноутбуков, аудиосистемами и тому подобными приспособлениями. Многие типы этих экспрессов развились в мощные национальные системы, охватывающие большинство внутренних магистральных линий. К ним относятся TGV (Франция), InterCityExpress (ICE, Германия), Eurostar Italia (ES, Италия), High Speed Train (HST, Великобритания), X2000 (X2, Швеция), Signatur (Норвегия) и др.
Понятно, что в таких условиях человек, покупающий билет на высокоскоростной поезд, знает, за что он платит - скорость плюс комфорт. Кстати, цена на билет на высокоскоростной поезд выше, чем на обычный региональный, но уж никак не в 2 раза.
Колесников же по сути предлагает драть деньги за дневной скоростной поезд, курсирующий в прямом сообщении, со скоростью 90 км/ч (фразу «и более при допустимой скорости до 200 км/ч» позвольте считать шуткой - для этого нужны новые дороги и новые поезда), с вагонами с местами для сидения 1-го и 2-го класса. В понимании Колесникова - это «европейский» скоростной поезд.
Позвольте, но ведь по сути речь идет о группе поездов, которые известны и в Европе. В немецкоязычных странах они называются Schnellzug (D), Sneltrein в Нидерландах, Rychlik (R) в Чехии и Словакии, Diurno в Испании, Rapido в Португалии, а в некоторых странах просто - Express. Это категория, которая в Украине называется скорым поездом. Все эти поезда останавливаются только в крупных и средних городах, могут пересекать всю страну и даже несколько стран. Салон может быть поделен на купе по шесть-восемь мест, также такие поезда имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет. Одно из требований к таким поездам - средняя скорость не ниже 90 км/ч и остановки не длиннее трех минут. Ба, так ведь об этом Колесников нам и рассказывает!
То есть то, что Колесников и Министерство инфраструктуры называет «скоростным поездом» за который надо платить в 2 раза больше, чем за скорый, является в Европе обычным скорым поездом. Вопрос: что ж тогда в понимании Колесникова «скорый поезд»? Добавим, что за скорый поезд в Европе существует доплата к основному тарифу, но - до 30%, однако никак не 100%, как предлагают наши «бизнесмены» в министерских креслах.
...А Министерство инфраструктуры во главе со своим боссом никак не уймется. В добавку к своим «скоростным» бредням оно инициирует введение дифференцированных цен на железнодорожные билеты в зависимости от календарных периодов и дней недели. Согласно планам Колесникова, предполагается введение регулирования стоимости билетов и багажа при помощи коэффициента индексации в течение 13 календарных периодов. Самые низкие коэффициенты будут применяться 31 декабря - 0,7 и 9 мая - 0,8. Самый высокий - в период летних отпусков: с 1 июня по 31 августа - 1,07 от стоимости билетов.
Стоимость билетов будет зависеть также от класса вагонов, а коэффициент будет варьироваться от 1,2 в региональных поездах до 3 в специально оборудованном «семейном» купе вагона «СВ». Например, стоимость проезда пассажиров в вагонах 1, 2, 3 классов региональных поездов будет определяться умножением стоимости проезда в общем вагоне на коэффициент 1,2. При определении стоимости проезда в купейных вагонах будет применяться индексация в таком порядке: с 1 апреля 2012 - 1,034, с 1 июля - 1,069, с 1 октября - 1,105.
По информации генерального директора государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзализныця» Владимира Козака, которую он озвучил в интервью изданию «Сегодня», стоимость проезда в купе в 2012 году увеличится на 14,3%. То есть суть введения коэффициентов понятна - ничего не делая в плане повышения комфорта или ремонта подвижного состава, запутать народ и повысить цены на билеты. Лихо, ничего не скажешь.
Но больше всего радует логика Колесникова - такое впечатление, что в кресло министра попал мелкий спекулянт с колхозного рынка, стремящийся подзаработать «в сезон» и урвать лишнюю копейку во что бы то ни стало. Понятно, что уважающая себя украинская семья летом, в период каникул и отпусков, не будет сидеть в душной городской квартире. А потому, хочешь-не хочешь, плати дополнительно за то, что решил летом выехать к морю или просто к бабушке в деревню. И, что характерно, ничего взамен за эти затраты гражданин не получает.
В общем, логика тут не государственных мужей, а контролеров из маршрутных такси, где задача одна - набить побольше народу в машину, дабы урвать лишнюю гривну. А там хоть трава не расти.