Ровно 75 лет назад войска 3-го Белорусского фронта совместно с частями польской Армии Крайовой, подчинявшейся лондонскому эмигрантскому правительству Польши, освободили Вильнюс от немецких захватчиков. В операции принимало участие более 10 тысяч польских солдат и офицеров. В течение последующих нескольких дней они вместе с советскими солдатами контролировали город. Однако потом их ждал сюрприз.
17 июля командиры польских частей были приглашены на совещание к генералу Черняховскому и там внезапно арестованы. Одновременно с этим переброшенная по личному приказу Берии из центра России дивизия НКВД численностью 12000 человек начала окружать и блокировать места расположения польских батальонов. Часть поляков, заметив угрозу, успела покинуть город и скрылась в окрестных лесах. А тем, кто не успел или почему-то не захотел этого делать, было приказано под угрозой обстрела сдать оружие.
Не желая вступать в бой с союзниками, поляки подчинились, после чего их разделили на местных уроженцев, которых распустили по домам (таковых набралось примерно 2500 человек), а остальных отконвоировали на железнодорожную станцию, погрузили в товарные вагоны и отправили в Калугу. Там им предложили принять советскую присягу и вступить в Красную армию, но подавляющее большинство интернированных отказалось это делать.
Согласившимся выдали советское обмундирование и зачислили их в состав 361-го запасного полка РККА. Остальных же без предъявления каких-либо обвинений отправили в лагеря, на лесоповал. Они пробыли в заключении до 1948 года, после чего выживших депортировали в Польшу.
Узнав о произошедшем, польское правительство в Лондоне заявило решительный протест и обратилось к США и Великобритании с просьбой повлиять на СССР, чтобы тот прекратил беззакония и освободил арестованных. Однако Лондон и Вашингтон проигнорировали эту просьбу, оставив ее без ответа. Они не захотели беспокоить товарища Сталина из-за такого пустяка, как несколько тысяч поляков.
В результате и без того непростые отношения между СССР и Армией Крайовой обострились до предела. А когда операции по разоружению частей АК начали проводиться в других районах бывшей Речи Посполитой, они нередко встречали вооруженное сопротивление. Между "аковцами" и частями НКВД начались бои, в которых обе стороны несли потери. Но в высших кругах антигитлеровской коалиции это по-прежнему предпочитали "не замечать".
Показательно, что в официальной советской и российской историографии участие Армии Крайовой в освобождении Вильнюса даже не упоминается. Замалчивание этого факта продолжается до сих пор, о чем свидетельствует, например, вот эта статья из современной российской военной энциклопедии, в которой нет ни слова о поляках. Стоит ли после этого удивляться антироссийским настроениям в польском обществе?
На заставке - совместный патруль красноармейцев и "аковцев" на улице Вильнюса. Всего через несколько дней эти бойцы из союзников по совместной борьбе против гитлеровского нацизма превратились во врагов. И надо признать, что вина за это лежала не на Польше.