Основных (фундаментальных) эмоций выделяют одиннадцать. Это:
— интерес;
— радость;
— удивление;
— восхищение (восторг);
— горе;
— гнев;
— отвращение;
— презрение;
— страх;
— стыд;
— вина.
Они выражаются:
Движениями мышц лица (мимика)
Движениями мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка, напряжение, расслабление)
Изменением голоса (тона, тембра, громкости)
Изменением темпа речи (появлением пауз)
Интерес — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.
ИНТЕРЕС (от лат. interest имеет значение, важно),
1) в социологии реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений мотивов, идей и т. п. участвующих в них индивидов, социальных групп,
2) В психологии отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.
Радость — положительный эмоциональный фон и связанная с ним эйфория по случаю получения обнадёживающего известия или чувства удовлетворения от производимого действия. У многих сущностей есть радость. Например, радость жизни, радость от созерцания, радость от движения, радость от грусти, радость общения. Чтобы ощущение радости было наиболее ярким, необходимо чтобы радость была сознательной (осознанной). Впервые как сюжет разрабатывается в христианстве, в рамках которого существует особая икона. В Евангелиях радость упоминается в связи с благовестием о рождении Иисуса Христа (Лк.1:28):
Радуйся, Благодатная! Господь с тобой!
Удивле́ние — когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Если неожиданная ситуация окажется опасной, то удивление переходит в испуг. Если неожиданная ситуация окажется безопасной, то удивление переходит в интерес. Если неожиданная ситуация окажется приятной, то удивление переходит в радость.
Восхищение – высшая степень проявления радости, состояние очарованности кем-либо или чем-либо. Чувство радостного удовлетворения, состояние очарованности, восторг.
Горе — это беспокойство души, когда она думает о потерянном благе, которым могла бы дольше наслаждаться, или когда она мучается из-за испытываемого ею в настоящий момент зла. Горю никакие соглашения не помогут. Излечить его может только смерть, а все другое лишь притупляет и обезболивает. Говорят, будто излечивает его и время. Но если излечение приносит тебе нечто иное, чем твоя смерть, тогда горе твое, скорее всего, не настоящее. Одно из средств, которое притупляет его временно, притупляя в тебе вообще все остальные чувства, — это пьянство. Есть и другое, отвлекающее от мыслей о нем, — и это работа.
Гнев — фундаментальная эмоция с яркой вегетативной реакцией: кровь «кипит», лицо «горит», мышцы напряжены. Слово «гнев» в русском языке обозначает целую гамму чувств, психологических состояний и форм. Среди них — раздражительность, обида, досада, ярость и т. п. Нередко гнев берет своё начало от ложно понятой справедливости. В христианстве гнев считается одним из семи смертных грехов. Главная причина гнева — гордыня. Человек, который поддаётся гневу, чувствует себя обиженным или раздраженным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет вред себе и другим.
Отвращение – крайняя мера неприязни, в высшей степени отрицательное чувство по отношению к кому-то или чему-то. Синонимы – омерзение, неприятие, неприязнь.
Презрение – чу́вство пренебреже́ния.
Презрение следует расточать весьма экономно, так как число нуждающихся в нём велико. (Франсуа Рене де Шатобриан)
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. (Максим Горький)
Презрение проникает даже сквозь панцирь черепахи. (Лион Фейхтвангер)
Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали. (Вольтер)
Презрение нередко облегчает душу, но оно никогда не способно утешить. (Турнье)
Когда презрение взаимно, одно презрение не уничтожает другое, но лишь удваивает его. (Сесброн)
Презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств. (Антуан Ривароль)
Мне всегда очень вредило презрение к тем, кого я не уважал. (Шарль Луи Монтескье)
Презираю тех, чьи мозги не могут наполнить желудка. (Бертольд Брехт)
Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывая его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния. (Карл Маркс)
Презрение похоже на гангрену: поразив часть души, оно поражает в конце концов и всю душу. (Сэмюэл Джонсон)
Безмерное презрение порождает у презираемого ощущение собственного величия. (Виктор Гюго)
Презрение к доброму имени называется бесстыдством. (Гоббс)
Нет такого человека, который был бы вправе презирать людей. (Виньи)
Страх — неприятное чувство ощущения риска или опасности вне зависимости от того, реальны они или нет. Страх также описывают как чувство исключительной неприязни к какому-либо состоянию или объекту (боязнь темноты, боязнь привидений и т. д.). Страх представляет собой одну из основных эмоций; ощущение устойчивых страхов называется Фобия. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от выраженности. Испуг (Fright), Страх (Terror), Ужас (Horror), Мания преследования (Paranoia), Комплекс преследования (Persecution complex). Чтобы не запутаться в многочисленных страхах и фобиях, нужно иметь какую-то классификацию различных видов страха. Профессор Ю.В. Щербатых предложил свою классификацию страхов. Он разделяет все страхи на три группы: биологические, социальные и экзистенциальные. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни человеку, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с самой сущностью человека, характерна для всех людей. Исходя из этого принципа, страх пожара относится к первой категории, страх публичных выступлений – ко второй, а страх смерти -к третьей. Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны – болезнь имеет биологический характер (боль, повреждение, страдание), но с другой – социальную природу (выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т.д.). Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины (при купании) – на границе 1 и 3 группы, страх потери близких – на границе 2 и 3 группы и т.д. На самом деле, в каждом страхе в той или иной мере присутствуют все три составляющие, но одна из них является доминирующей. Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) – записывается на уровне нервных клеток. В обоих случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики. Возможно, что данные реакции утеряли свое полезное значение и лишь мешают человеку жить счастливо. Например, имеет смысл с осторожностью относиться к змеям, и глупо бояться пауков; можно вполне обоснованно побаиваться молний, но не грома, который не может причинить вреда. Если подобные страхи причиняют человеку неудобство, можно постараться перестроить свои рефлексы. Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носит охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя установить диагноз или провести лечение.
Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение….. должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу. Автор: Спиноза
Из-за стыда, страха, чувства вины, мы отвергаем и подавляем некоторые части нашего Я, но они не перестают существовать. Они, скорее, уходят в подполье. И оттуда, из глубин подсознания, эти внутренние подпольщики вредят нам. Они обрывают линии связи, устраивают диверсии, пускают под откос дела. Но любые успешные диверсанты имеют поддержку извне, из-за границы. Так что не смотрите на мнение окружающих вас людей, не ориентируйтесь в жизни на их оценки, и мнения. В этом случае и вы лишите подпольщиков "поддержки из-за рубежа”. Результат действия тех частей нашего Я, которые так боялись стыда, обнажения, и разоблачения перед взрослыми – низкая самооценка, и ощущение собственной несостоятельности. Мы стыдимся быть слишком страстными, и слишком зажатыми. Стыдимся быть одетыми не по последней моде, и полностью раздетыми. Мы не смотрим людям в глаза, и они стыдливо отводят глаза от нас. Мы хотим что то сделать, чтобы доказать что-то "всем, и сразу”, поспешно, и глупо выставляем себя напоказ, и стыдимся опять.
Вина́ — в общем смысле — субъективная либо общественная характеристика, определяющая наличие ответственности за совершенные деяния. В зависимости от моральных установок определенных социальных групп или индивидов при одинаковых условиях вина может присутствовать или нет. Отсутствие негативного характера события в одной социальной группе не рождает вину, а негативный характер такого же события в другой социальной среде ее образует. В определенных условиях в двух социальных группах с одинаковым негативным отношением к определенному событию, вина может присутствовать в одной, и отсутствовать в другой в зависимости от отношения этой общности к причастности лица к наступлению этого негативного события.
Научитесь владеть эмоциями, описывайте их, заставляйте ваших героев переживать, любить, ненавидеть, желать, мечтать. Эмоции – это главный инструмент вашего творчества.
#just_writers_интересное