Местные жители уже рассказывают друг другу о том, что «новая власть» забирает автомобили для собственных нужд.
Некогда мирный и сонный Славянск в Донецкой области живет ожиданием войны. Город уже неделю находится под контролем пророссийских активистов. «Сегодня» побывала в горячей точке и посмотрела, как изменилась жизнь славянцев за неделю, прожитую под чужими флагами.
ТРУДНЫЙ ВЪЕЗД. Флаги России и «Донецкой народной республики» встречают всех въезжающих в Славянск еще на блокпостах. Молодые люди в балаклавах, помахивая жезлами ГАИ и не забыв поздороваться, вежливо предлагают открыть багажник и продемонстрировать отсутствие оружия и взрывчатки. Автомобили с номерами из других регионов вызывают повышенный интерес, с водителем и пассажирами активисты могут поговорить «по душам», подспудно выясняя политические предпочтения.
В самом Славянске не всегда можно проехать куда хочешь — дороги перекрыты большими и малыми баррикадами. Славянский горсовет спрятан за кордоном из мешков почти в человеческий рост, завалены мешками и несколько окон. Суровая охрана сообщает: «народный мэр» Вячеслав Пономарев в данный момент отсутствует, и связи с ним нет».
Коротаем время в кафе неподалеку от главной площади города — Октябрьской революции. Найти работающий тут фастфуд нынче проблема — в центре города закрыты все небольшие магазинчики. «Так страшно же! — говорит пожилая славянчанка, указывая дорогу. — Не дай бог будут грабить!». Впрочем, в супермаркете напротив мэрии торговля идет полным ходом, прилавки полны. А вот банкоматы поблизости выдают не наличность, а сообщения о технических проблемах — снять деньги с пластиковых карт крайне затруднительно.
РОССИЯ В ЭФИРЕ. В кафе работает телевизор, транслирует местный телеканал. Как рассказали сотрудники заведения, на днях телевещания не было совсем. «Телевышку обесточили, — говорит официантка Анна Шевчук. — Дома мы подключили интернет-телевидение, смотрим, что хотим, а вот тем, кто с вышки каналы принимает, наверное, уже другое показывают».
Телетрансляционная вышка на горе Карачун между Славянском и Краматорском стала одним из первых объектов, захваченных пророссийскими активистами. Как рассказали нам нынешние охранники телевышки, из 13 транслируемых отключены четыре украинских канала: «1+1», 5-й, СТБ и Первый национальный. Вместо них прибывшие добровольцы-инженеры запустили вещание четырех отключенных ранее российских телеканалов. «Люди хотят смотреть российское телевидение и не хотят слушать ложь, — объяснил вооруженный автоматом Калашникова активист Игорь. — Поэтому мы так и сделали. Компания-владелец вышки отключила подачу электроэнергии, но мы все возобновили». Охраняющие вышку активисты пожаловались, что прежние инженеры не выходят на работу. «Ничего, есть у нас умные головы, будут работать», — заявил активист, представившийся Иваном.
По дороге возле телевышки проезжает темная иномарка, тормозит неподалеку. Водитель и пассажир меняются местами, пьют воду. Активист Игорь все это время держит их на мушке, готовый выстрелить в любую минуту. «Уже несколько раз так было: едет машина, открывается стекло со стороны пассажира, высовывается дуло — и начинается стрельба», — тихо говорит уборщица тетя Люба. На груди у Игоря — медальон с замысловатым символом. «Я — родновер (сторонник возрождения славянских дохристианских обрядов и верований. — Авт.), — говорит он, когда иномарка скрывается на большой скорости подальше от человека с автоматом. — Мне пришлось взять в руки оружие для защиты. Но меня называют террористом, нормально, да?».
НА КОЛЕСАХ. Автомобили в Славянске — особая тема. Местные жители уже рассказывают друг другу о том, что «новая власть» забирает автомобили для собственных нужд. Также советуют друг другу пореже заказывать такси. «Таксисты приветствуют пассажира словами «Слава Украине!» и смотрят на реакцию. Лучше на это ничего не отвечать — можно остаться без денег и без здоровья», — рассказали жители Славянска. Собственно, такси в 100-тысячном городе заказывают мало, а теперь так и вовсе стараются лишний раз на улицу не выходить. После того как с 20 апреля после перестрелки на блокпосту в Славянске ввели комендантский час с 00:00 до 06:00, прогуляться ночью по городу чревато проблемами. Патрули «Народной Самообороны», как называют себя активисты, будут долго и тщательно проверять прописку, выясняя, что за нелегкая понесла человека ночью на улицу. При этом обещают, что скорые и пожарные машины в любое время суток доедут без проблем. Если, конечно, заранее сообщат «оборонцам» о своем выезде...
БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ. Метрах в трехстах от горисполкома целый квартал оцеплен баррикадами. В центре периметра — здание горотдела СБУ, по виду — бывший купеческий особняк из красного кирпича. Сейчас здесь КПП и квартируются люди в пятнистой форме. Тут же рядом стоят шесть боевых машин пехоты (БМП) с российскими флагами, возле которых крутятся юноши с инструментами в руках. «Вы бы видели, какие они были гнилые, когда пришли к нам, — рассказал «народный ополченец» Евгений Горбик. — Наши ребята их довели до ума, трафарет нанесли — «Народное ополчение Донбасса», чтобы в бою не перепутать. Все БМП в полной боевой готовности. Но в Славянске пока все тихо, нормально, вон возле горисполкома дети гуляют на площадке. Есть, конечно, такие люди, которые в эти дни не ходят на работу и устраивают саботаж. Но впоследствии это все будет учтено».
Несмотря на четырехсторонние договоренности в Женеве об освобождении захваченных зданий и разоружении всех незаконных формирований, пророссийские активисты до сих пор контролируют мэрии Мариуполя, Краматорска, Славянска, Горловки, а также здание Донецкой областной администрации. Остаются вооруженные люди и в здании Донецкого горсовета. Самым кровавым событием выходных стала перестрелка на блокпосту в Славянске, в результате которой в ночь на воскресенье погибло три пророссийских активиста и еще трое получили огнестрельные ранения. Неспокойно было в Пасху и в Добропольском районе Донецкой области. Так, вооруженные люди в масках напали на блокпост, который охраняли десантники украинской армии. В результате перестрелки один из нападавших был смертельно ранен, еще двое — задержаны. Раненых и пострадавших среди десантников нет.