незнаю що там було, але точно не тільки помилки пілотів. Самі росіяни не допускали довший час до чорної скриньки і уламків міжнародних експертів. Чому? значить щось приховували.
А дальше это куда? На место трагедии их пускали, черные ящики вскрывались и расшифровывались при них неоднократно причем. Поляки принимали непосредственное участие в расследовании, не думаю, что российская сторона пыталась что-то скрыть.
"Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета и Министерства обороны Российской Федерации. В комиссии МАК работали
25 польских специалистов.На месте авиакатастрофы обнаружены два «чёрных ящика». «Чёрные ящики» были вскрыты
в присутствии представителей СКП России и прокуратуры Польши. 11 апреля специалисты МАК приступили к их исследованию. Позднее был найден третий «чёрный ящик».
Около 22:00 по московскому времени 10 апреля 2010 года в Смоленск прибыли польские следователи.
На месте гибели самолёта работали 37 следователей из Следственного комитета при прокуратуре России и более 40 судебно-медицинских экспертов, также
в следственных действиях участие принимали 11 следователей и прокуроров из Польши.
13 апреля прошло совещание под руководством В. В. Путина. Вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов на заседании госкомиссии по установлению причин катастрофы самолёта Ту-154 заявил: «Предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев показал, что взрыва и пожара на борту самолёта не было». Со слов вице-премьера, крушению самолёта не предшествовал взрыв или пожар. «Продолжается синхронизация показателей обоих бортовых самописцев — речевого и параметрического — и идентификация звуков и шумов в кабине. Эта работа требует времени и продлится ориентировочно до конца недели», — сказал Сергей Иванов. Эдмунд Клих, руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастроф, заявил: «Российские специалисты сотрудничают с нами образцовым образом».
Работа технической комиссии на месте авиакатастрофы была закончена 17 апреля 2010 года, 19 апреля полностью завершена расшифровка записей «черных ящиков», а также двух найденных эксплуатационных самописцев. Представители польской прокуратуры сообщали, что содержание записей черных ящиков будет обнародовано 22 апреля, однако 22 апреля на пресс-конференции прокурор Польши Анджей Серемет (Andrzej Seremet) отложил сроки публикации записей. 25 апреля 2010 года появилась информация о том, что результаты первого этапа расследования будут предоставлены 28 апреля.
22 апреля начат двусторонний перевод прослушанной информации, взятой с бортовых самописцев Ту-154, с привлечением квалифицированных переводчиков.
Стенограмма записей «чёрного ящика» самолёта на русском и польском языке (в формате PDF).
4 мая результаты работы инженерно-технической подкомиссии МАК были обсуждены с польскими экспертами. Замечаний по работе техники в полёте не было.
5 мая польский телеканал TVN сообщил информацию о том, что речевой самописец зафиксировал голос посторонней женщины в кабине пилотов. Прокуратура Польши пока не дала официального подтверждения этой информации и разъяснений по поводу того, мог ли этот фактор стать причиной авиакатастрофы.
8 мая президент России Дмитрий Медведев заявил, что расследование гибели президента Польши Леха Качиньского в авиакатастрофе должно быть доведено до конца, а выводы следствия нужно сделать доступными для общественности.
12 мая было сообщено, что
данные бортовых систем предупреждения и навигации успешно декодированы на базе лаборатории США с участием польских специалистов, и что проводится их верификация и расшифровка.
19 мая председатель МАК Татьяна Анодина сообщила, что технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полёте не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей. Аэродром и его оборудование были пригодны к приему воздушных судов различных классов, в том числе Як-40 и Ту-154. Система TAWS была включена, работоспособна и передавала необходимую информацию экипажу. Навигационная система GNSS также была включена и работоспособна. Экипаж своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома «Смоленск-Северный», а также от экипажа самолёта Як-40 Министерства обороны Польши, который произвёл посадку на аэродроме примерно за полтора часа до катастрофы. Также было сообщено о завершении расшифровки бортовых самописцев. Установлено, что в кабине находились лица, не являющиеся членами экипажа. «Голос одного точно идентифицирован, голос другого или другие (голоса) подлежат дополнительной идентификации польской стороной», — добавила Анодина.
Информационное агентство УНИАН со ссылкой на свои источники сообщило, что в момент катастрофы польского самолёта поблизости от штурвала находились командующий Воздушными силами Польши генерал Анджей Бласик и директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана. Также после чёрные ящики зафиксировали голос одного из пилотов, который заявил, что в таких погодных условиях самолёт сесть не сможет.
23 мая российскими следователями при участии польской стороны был произведен дополнительный осмотр места катастрофы. Ничего нового, имеющего отношение к делу, они не нашли.
25 мая руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что один из посторонних лиц в кабине самолёта был опознан как главком ВВС Анджей Бласик. По словам Клиха, Бласик разговаривал с пилотами до момента удара Ту-154 о дерево. Клих также заявил, что присутствие посторонних в кабине самолёта «не имело решающего влияния на произошедшие события». Руководитель МАК Татьяна Анодина отметила, что «в российских федеральных авиационных правилах есть чёткие указания, что не допускается нахождение в кабине летного экипажа лиц, которые не связаны с выполнением полётного задания». Анодина добавила, что это касается и мировой практики.
26 мая руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что
причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа разбившегося самолёта Ту-154.