В начале 90-х Прокопец собрала показания у старожилов близлежащих сел, чтобы максимально воссоздать картину и хронологию тех событий. По ее словам, массовые убийства происходили где-то с 22-23 июня. В частности, здесь замучили тысячи заключенных из Перемышлянской тюрьмы (тогда — территория УССР, ныне Польша), а также свозили мертвые тела из близлежащих тюрем.
Любомира Бачара, жительница соседнего с урочищем Салина села Соляноватка, ей было в то время 11 лет. Как рассказала женщина автору этих строк, она была свидетелем, как заключенных из Перемышля вели на смерть.
«По селу поднялся шум, что ведут пленных. Моя мама побежала в дом, взяла буханку хлеба и говорит, что пленным надо что-то дать поесть. Мы с моей сестрой и мамой побежали на дорогу. Колонна очень большая была, что конца и начала не было видно. Люди такие замученные были, усталые и страшные. По бокам были конвоиры. Мама достала хлеб и дала одному пленному, другие тоже потянулись к маме, потому что увидели хлеб.
Здесь к маме подскочил конвойный и крикнул: „Ты что делаешь?!“. Мама говорит, что хочет их накормить, потому что людей жалко. Тогда конвойный крикнул маме, чтобы она тоже вставала в колонну и потянул за руку. Мы с сестрой начали очень плакать. А маму уже повели, она уже несколько метров прошла.
Тут пришел второй конвойный и другому сказал: „Отпусти старушку, видишь, дети плачут“. Но он не хотел отпускать, еще и сказал, что сейчас дети тоже пойдут в колонну. Однако другой конвойный догнал маму, взял за руку и вытащил из колонны, так она и спаслась».
Любомира Бачара говорит, что люди не подозревали, куда ведут заключенных. Только видели, как их свернули с дороги в сторону урочища Салина.
«Больше всего запомнился дедушка, который шел в последнем ряду. Отличался он гуцульским одеждой... Брюки, рубашка были вышиты. Поверх рубашки была одета шерстяная, расшитая узорами безрукавка-гунька...» — Вспоминает в книге воспоминаний, собранной Марией Прокопец, тогдашний местный житель Василий Фартушок.
Следовать за заключенными местный люд боялся. Со временем слышали со стороны Салина постоянный гул моторов грузовых машин и чувствовали трупный запах. Крестьянам оставалось только догадываться, что происходит, и зачем моторы глушат посторонние звуки.
Кроме того, в эти дни, по показаниям людей, к Салину постоянно тянулись грузовые машины. По догадками людей, сюда свозили тела убитых заключенных для утилизации и «заметания следов» из других тюрем.
Многочисленные очевидцы рассказывали, что после этих грузовиков на дороге оставалась кровь.
«В те дни на Салину одна за другой ехали большие машины, покрытые брезентом. Мы смотрели из окон, а папа кричал на нас: „Не выглядывайте, потому что постреляют“. Вдруг я воскликнула: из-под брезента машины, которая как раз проезжала, выдвинулась нога в красной туфле», — вспоминает в книге воспоминаний жительница Добромиля госпожа Евгения 1927 г.р., которая и в 90-е наряду с такими показаниями боялась указать свою фамилию.
В эти дни советская власть приказала прекратить работу на всех шахтах, чтобы избежать лишних свидетелей. Однако, если кто-то случайно становился все же свидетелем пыток — расстреливали. Убереглись только те, кто смог затаиться и убежать.
Могила глубиной сто метров
Убедиться в своих догадках о массовых убийствах люди смогли 26 июня, когда советские войска уже скрылись при наступлении немецких войск. В село приехали первые разведочные словацкие группы. Узнав от крестьян о возможной трагедии, словаки с украинцами вместе начали искать могильник.
Шли по вытоптанной траве, по которой вели заключенных, и так обнаружили присыпанную землей и ветками шахту, а в ней — месиво из тысяч человеческих трупов.
«После того, как солдаты отошли, люди со страхом стали выходить из домов. Видим: бежит народ на Салину. Мы за ним. То, что я там увидела, лучше бы не видела. В саду, у молодой черешни, лежала куча одежды. Разной. Все в крови... Кто-то пошел смотреть в костел и оттуда послышался нечеловеческий крик. Люди туда устремились, и я за ними... А там на стене распятый человек», — вспоминает пани Евгения с Добромиля.
По словам Прокопец, пол в храме был по щиколотку в засохшей крови. Но еще страшнее картину люди увидели, когда раскопали шахту.
По самый вверх она была забита трупами. При том, что ее глубина достигла более 100 метров, диаметр 5 метров. Удалось достать лишь около 500 тел. Остальные уже разложились на части. Из-за ужасной невыносимой вони, а в это время, по воспоминаниям людей, стояла страшная жара, шахту с остатками людей закопали снова.
Полсотни тел перезахоронили в нескольких сотнях метров от шахты, сверху сделали насыпь и поставили крест.
То, что тела были в таком истерзанном состоянии и большинство из них были уже разложены, приводит исследователей к мысли, что Салина использовалась как могильник и раньше. Ведь после прихода советской власти в 1939 году в Галичину, в одной из четырех шахт приостановили добычу соли, огородили колючей проволокой, и у нее разместили часть НКВД.
«Догадки о том, что в шахты Салины бросали тела замученных в тюрьмах людей задолго до начала войны, подтверждает и тот факт, что нквдэшники хотели истребить рабочих сользавода. Они боялись, что те что-то знают, о чем-то догадываются. Поэтому директор передал людям немедленно прийти за зарплатой», — вспоминает жительница Добромиля Мария Яцык.
Антонина Моцяк из села Кропивник рассказала Марии Прокопец, как ее отца, работника шахты, вызвали за деньгами: «За несколько дней перед началом войны рабочим не говорили приходить на работу. А тут директор сказал всем прийти за выплатой... Уже совсем стемнело, когда папа пришел домой. Был страшный: почерневшие губы потрескались от лихорадки, глаза смотрели в одну точку».
Василия Моцяка спасло то, что по дороге он встретил девушек-работниц, которые посоветовали ему возвращаться — «потому что там ад». Он рассказал детям и жене, что со двора завода доносились крики, раздавались выстрелы.
«Папа с девушками побоялись идти дорогой, а пробрались через забор живой изгороди в лес. И тогда они увидели весь тот ужас, истинный ад на земле. Людей стреляли, били прикладами автоматов, молотками и сразу бросали в соляной раскоп», — вспоминала Антонина Моцяк.
Из воспоминаний одного из заключенных, которому удалось спастись, можно воссоздать картину массовых убийств в Салине.
«Перед поворотом к четвертой шахте возле костела палачи отобрали женщин, а мужчин повели в сад прямо в ловушку. Женщин мучили в костеле, почти не применяя оружия. Их били по голове чем попало и волокли к шахте, куда бросали и живых, и мертвых.
Одновременно началась кровавая акция над мужчинами. Между деревьями разместили по бокам пулеметы, остался коридор в шахту. Их с обеих сторон расстреливали и волокли в яму. Кого добивали, кого бросали живым», — такие пересказы людей из воспоминаний спасенного узника, которого бросили в шахту живьем, и он смог впоследствии выбраться.
Крестьяне, которые 26 июня после отступления советской армии пошли в Салину, вспоминали, что у деревьев валялись окровавленные деревянные молотки со вбитыми в них гвоздями. Очевидно, именно ими, кроме прикладов автоматов, добивали людей.
По версии исследователей, в Салине встретили смерть около 3600 человек. «Трагедию в Салине можно сравнить с Быковней», — говорит Мария Прокопец.
Потерянная память
Могилу в Салине в советское время органы КГБ несколько раз разрушали — сбрасывали крест, а насыпь сравнивали с землей. Однако каждый раз люди находили это место и вновь облагораживали.
С 1990 года в последнее воскресенье июня здесь проводятся молебны по инициативе местных активистов. Сейчас построена часовня и памятный знак над самой шахтой.
Захоронение регулярно посещают группы польскаих школьников - в польских школах детям рассказывают о Салине. Ведь среди заключенных Перемышлянской тюрьмы была и польская элита.
Поляков не останавливает даже граница, чтобы познавать трагическую историю господства оккупационного советско-большевистского режима и почитать память невинно убиенных. В Украине до сих пор часть людей отрицает преступления НКВД и возвеличивает коммунистические знамена и коммунистических лидеров.
Фото на
https://ibigdan.livejournal.com/22977088.html