В каждом крупном городе древней Греции Гомеровского периода существовало 2 любопытных места: невольничий рынок и рынок наёмников.
Понятно, что на невольничьем рынке продавали и покупали рабов, а на рынке наёмников... вербовали наёмных солдат для военных походов. И там и там, по сути, торговали людьми, но очень по-разному.
При продаже раба купцы старались показать свой товар «лицом», выставляя его достоинства и скрывая недостатки, а покупщики очень внимательно его рассматривали — поворачивали во все стороны, раздевали, заставляли ходить, прыгать, бегать. Убеждая купить конкретного раба, наряду с ремеслами, которыми тот владеет, следовало живописно расписать и личные качества (исполнительный, работоспособный, послушный) — ведь раб поступал в полную собственность хозяина и для самых разнообразных целей.
Стратегия продажи наёмника была другая. Продавая умение солдата, стоило аппелировать конкретным результативным показателям: списку сражений, которые тот прошел; числу врагов, которых тот убил; к видам оружия, которыми тот владеет. Иногда можно было продемонстрировать умение наёмника в небольшом тестовом бою или на чучеле, чтобы рекрутер понял, приблизит ли этот воин победу в предстоящих битвах, выживет ли вообще. Но распинаться больше — излишне. В конце концов, ведь и сам наемник тоже оценивал привлекательность похода: вероятность вернуться домой с добычей или прославиться.
Прочуствуйте разницу. В первом случае человека покупают со всеми его потрохами в собственность, а во втором — берут в наём за владение определенными навыками, которые нужны для выполнения конкретных задач. Если копейщик умеет держать строй и не роняет копье после 10 часовой рубки, его наймут, не смотря на всклочный характер. Но если раб ведет себя дерзко, его врят ли купят для работы в конюшне, даже если он прекрасно умеет ухаживать за животными — проще найти раба по-спокойнее.
Мне кажется, сегодня на рынке труда, где в наши дни по-прежнему торгуют людьми, есть абсолютно такого же рода разделение. Рабы на собеседованиях доказывают свою исполнительность, стрессоустойчивость и лояльность. Наёмники — показывают список собственных достижений и интересуются размером вознаграждения, которое компания готова заплатить за битвы, которые тот для нее выйграет.
Печаль сегодняшнего дня даже не в том, что люди зачастую ведут себя как рабы на собеседованиях в компаниях, которым очевидно требуется нёмник. Хуже то, что компании все чаще сами на собеседовании ведут себя так, словно покупают раба, не зависимо от позиций, которые они закрывают.