В преддверии потенциального развала коалиции и возможных очередных досрочных парламентских выборов, неплохо было бы окинуть взглядом тех, кто вновь будет бороться за голоса наивных избирателей, прикрываясь высокими словами и лозунгами о демократии и гражданском обществе. Вновь все те же лица, запятнавшие себя многочисленными коррупционными скандалами и оставив в шкафах массу скелетов, будут испытывать на прочность народное терпение.
О верхушке, так сказать, действующей «политической» элите сказано предостаточно, попробуем теперь посмотреть на отдельных представителей второго дивизиона – местных вождей. Среди них не так уж много по-настоящему интересных людей, так – мелкие проходимцы и жулики, занимающиеся решением своих проблем, на вверенных территориях. Но порой – попадаются во истину серьезные экземпляры, затаившиеся до поры до времени в своих вотчинах, ждущие удобного момента, чтобы вернуться в большую игру, по привычным для них ставкам.
Именно к таким уникальным экземплярам принадлежит Игорь Степанович Насалик – мэр тихого маленького городка Калуж, что на Ивано-Франковщине. И пусть вас не сбивает с толку столь скромная должность – ее занимает настоящий политик, бывший народный депутат – перебежчик (многократный) – без морали, совести и чести.
Игорь Насалик, вообще то уроженец Кировоградщины. А на Ивано-Франкивщине в 1995-1998 годах активно занимался бизнесом, и даже должность имел президента промышленно-производственной корпорации «Техно-центр», что в городе Рогатине. Избирался народным депутатом Украины 3-4 созывов по мажоритарному округу. Отметился блужданиями по фракциям. В канун нового 2006 года, порядком всем надоев своей «неверностью» (представляете, насколько нужно было метаться от хозяина к хозяину, чтобы в украинской политике тебе перестали доверять) «пролетел» мимо партийных списков основных претендентов на попадание в парламент. Ему ничего не оставалось, кроме как обратить свой взор на какой-нибудь мелкий, но перспективный проект. Таких проектов на выборах в 2006 году было много и Игорь Насалик оказался в Партии экологического спасения «Эко +25%». Он, даже возглавил областную партийную организацию, перекупив основные кадры из Партии зеленых Украины, тем самым, «осчастливив» своим вниманием сразу две партии.
Решив, однако, не рисковать чрезмерно, он баллотировался еще и в Калушские городские головы. Партия, разумеется «пролетела», причем, скорее всего, Насалик был в этом уверен заранее на все 100%. Ведь он, по итогу, был все-таки избран мэром, хотя партийный процент голосования за экологов-новаторов был мизерным в вотчине Насалика.
Вот так Игорь Насалик стал поживать в Калуше и добра наживать. Экологические настроения у него прошли очень быстро, и он вновь поднял знамя националистической Украинской народной партии (Костенко), потеснив своего близкого товарища мэра Ивано-Франковска Виктора Анушкевичуса, так до конца и не верившего, что Насалик может пойти против него. И теперь Насалик управляет городом, решает самые актуальные проблемы, на манер, стоит перезахоранивать прах Степана Бандеры или нет, и ждет очередного призыва в Верховную Раду. Правда, шанса получить место в списке от Костенко у Насалика маловато, есть пару тройку у них серьезных личных конфликтов, но это так, суета сует.
Вообще, о нынешней жизни и положении Игоря Насалика мы поговорим отдельно – во второй части нашего повествования, а пока остановимся на том, какими путями Игорь Насалик добился своего нынешнего положения – положения материального, разумеется. Ведь он, по некоторым данным, является одним из богатейших людей Западной Украины.
А начиналось все с очень известной в Ивано-Франковской области структуры под названием «Техноинвестцентр». Надо сразу же сказать, что в своей работе нынешний городской голова привык широко и с размахом использовать родственные и дружеские связи. Причем, в числе «друзей» у него были и есть не только весьма высокопоставленные правоохранители, что в целом привычно для бизнеса, но и ярко выраженный криминалитет, что характерно для западноукраинского бизнеса, что бы там не говорили сегодняшние «демократы».
Вплоть до 1998 года, это когда Насалик впервые, кстати, при поддержке Партии зеленых Украины был избран народным депутатом Украины, он крутился как заведенный, изобретая все новые и новые схемы с целью ухода от пристального внимания правоохранительных органов.
Первоначальное же накопление средств для последующих глобальных операций производилось через незаконные операции с НДС при осуществлении экспортных операций с энергоносителями. Тогда Игорь Насалик работал со своими партнерами – Николаем Рыбачком, известнейшими братьями Калестиниными, Мельником и Третьяком. Кроме того, не последнюю роль в его бизнесе играл родной брат Сергей Насалик, а также жена Гузял Насалик. Позднее в эту славную кампанию вошел еще и Владимир Будз – президент ППК «Техно-Центр».
Братья Валерий и Юрий Калестини тоже персонажи известные. Сегодня их бизнес стоит в районе 50 миллионов долларов, но поговаривают, что эти цифры очень занижены. Не учитываются «теневые» обороты. Валерий Калестини, как и Насалик дважды походил в народных депутатах, но в 2006 году, будучи избранным по спискам «Нашей Украины», подался к «регионалам», получив в итоге на внеочередных выборах в 2007 году непроходной, как оказалось, номер 184 в списке ПР.
Но вернемся к герою нашего рассказа. Создав в 1995 году «Техноинвестцентр», Насалик с партнерами два года трудился над уже упомянутыми операциями. В конце 1997 года, когда он наконец-то вполне заслуженно попал в поле зрения налоговиков, он уже владел, в большинстве своем, через подставных лиц, хотя иногда и официально, целой сетью коммерческих структур, которые находились, в основном, в Рогатинском районе Ивано-Франковской области. Все было хорошо, но тут начались одновременные проверки сразу по нескольким структурам Насалика, в том числе «Автотехпостач», существовавшему уже на тот момент «Техно-Центру» (жемчужина в бизнес-короне Насалика), «Галпласту» и прочим.
Но Насалик, то ли и так собирался баллотироваться в Верховную Раду, то ли понял, что без этого, его неприятности только начинаются, но факт остается фактом, он выдвинулся кандидатом в народные депутаты и победил, заставив налоговиков несколько уменьшить свой боевой задор.
Налоговая, правда, попыталась посопротивляться, тут же получив небольшую войну с СБУ. Оказывалось, что Наслика, помимо всего, лично «крышевал» начальник отдела «К» Ивано-Франковской областной «конторы» Геннадий Швыдков, позднее получивший назначение в Государственный таможенный комитет, где он курировал направление борьбы с контрабандой.
Этот самый Швыдков, заведя соответствующее ОРД, бросил в кабинет начальника налоговой милиции Кругляка прослушку, начав оперативные мероприятия по главному налоговому милиционеру области. Фактически, до апреля 98 года налоговая не работала по Насалику, а когда все же удалось урегулировать взаимоотношения с СБУ, во-первых, Насалик стал народным депутатом, а во-вторых, таинственным образом сгорел офис Насалика, в котором, как вы догадываетесь, хранились все финансовые документы.
В 98 году «Техноинвестцентр» уже не существовал, но на его место пришла новая структура – промышленно-производственная корпорация «Техно-Центр». За короткий период времени, «Техно-Центр» стал основателем 16 СПД на территории области и еще 5 за ее пределами. Насалик и его люди поставили на конвейер создание новых коммерческих организаций, которые действовали год- два, закрывались, а на их место приходили новые – «чистые» ООО-шки, СПД и прочие.
Что касается средств, то они отмывались и проводились через банк «Днестр». Банк тоже, кстати очень интересный. На момент плотной работы с Насаликом, значительная часть уставного фонда принадлежала афелированным лицам. Короче, банк у Насалика был тоже свой.
Начиная с 99-го года, по-настоящему почувствовав благодаря депутатской неприкосновенности запах неограниченной свободы, Насалик начинает действовать на серьезном уровне. Только в 1999-ом голу его структурами было закуплено газа более чем на 50 миллионов гривен и где-то на 25 миллионов других энергоносителей, а также нефти и ГСМ. Покупались энергоносители и горючее, разумеется, у государственных и национальных компаний, а затем перепродавались, причем уже и государственным, и частным компаниям. Цены, разумеется, весьма отличались от закупочных, но и это еще не все. За энергоносители и ГСМ предприятия рассчитывались своей высоколиквидной продукцией. Прибыль, получаемая предприятиями Насалика далее выводилась за рубеж через реально существующие и фиктивные предприятия. «Техно-Центр» также участвовал в реализации этой схемы через заключение внешнеэкономических договоров с частными компаниями Венгрии, Швейцарии и Словакии.
Бизнес Насалика и партнеров был настолько доходным, что уже с 99-ого года началось качественное увеличение активов. «Техно-Центр» стал подкупать корпоративные права производственных предприятий. В ОАО «Ивано-Франковский лесокомбинат» у Насалика оказалось 27% акций, СП «Евромилк» вообще оказалось под контролем (60%), ОАО «Гороховский сахарный завод» стал на 30% принадлежать Насалику, а ОАО «Енакиевский цементный завод» - на 28%.
Тем временем, его публичная политическая карьера тоже развивалась. Напомним, что в 1998 году он был избран по 85-ому мажоритарному избирательному округу, а в 2002 году – по 86-ому. Это Ивано-Франковская область.
Переходы его по фракциям просто впечатляют, особенно после того как он разобрался в основных правилах украинского «парламентаризма». В 2002 году он был в тогда еще оппозиционной «Нашей Украине». Быстро вкусив нелегкий хлеб оппозиционера, он год спустя оказался в «Регионах Украины». Прошел еще год и 16 марта 2005 года он стал членом фракции «Украинской Народной Партии». Его вполне можно было понять. Лидеры «регионалов» разбегались в то время, как некие существа, способные чувствовать беду на корабле. Некоторые даже не успели, в результате чего оказались в весьма нежелательных для них учреждениях. Игорь Насалик тоже пустился вплавь. Удержаться на волнах «антирегиональных» настроений ему помогла Ивано-Франковская прописка, искреннее раскаяние и клятва, что больше никогда... Но прошло полгода, приближались новые выборы, и Игорь Степанович неожиданно для многих стал сторонником Юлии Владимировны Тимошенко, оказавшись в ее фракции.
Правда, и здесь ему ничего не светило, поэтому он вновь совершил головокружительный пируэт и стал экологом, примкнув вместе со своим еще одним партнером и наставником – известным западноукраинским олигархом Петром Дыминским к новой партии «Эко + 25%». В том проекте тогда собралось много депутатов, которых не захотели ставить в проходные части списков их вожди. Проект, как говорят, финансировал непосредственно Виталий Гайдук, но, закопав десятки миллионов долларов, никакого удовлетворения от этого Виталий Анатолиевич не получил. Что касается Дыминского и Насалика, то поговаривают, будто бы эти персонажи славно поживились на деньгах ИСД, а хитрый и предприимчивый Насалик даже стал мэром города Калуж, не положив в копилку голосов для «Эко + 25%» даже десятой части от набранного им.
И вот теперь, от истории становления, мы вплотную подходим к новой главе жизнеописания Игоря Степановича. Речь пойдет уже не о прошлом, а настоящем скромного государственного служащего. Поверьте, здесь очень много всего интересного. У Игоря Степановича, как оказывается, прямо таки нездоровое пристрастие к предметам роскоши – от дорогих аксессуаров – до автомобилей и прочих полезных вещей.
За последние годы Насалик сумел не только сохранить пул былых связей и друзей, но и приобрести новые, причем иногда весьма специфические. Он продолжает вести активную политическую деятельность, не стесняясь прибегать к мелким и крупным провокациям и действиям, далеко выходящим за пределы честной борьбы.
Что касается бизнеса, то и здесь у Игоря Степановича все прекрасно. Компании работают, а дела идут, причем настолько неплохо, что мэр Калуша даже позволяет себе делать время от времени некоторые подарки городской общине, благодаря чему, имеет стабильно высокую популярность в городе. Но ведь, как показали, в том числе и Киевские выборы, у нас в стране люди не любят интересоваться, откуда у властных мужей средства, верно? Главное, что крупу раздают бесплатно. И, как выясняется, «свидомый» Запад Украины в этом плане ничем не лучше «продажного» Киева. Впрочем, не будем забегать наперед. Обо всем этом мы поговорим во второй части нашего повествования о такой непростой жизни подпольного западноукраинского миллионэра Насалика.