Полисы "автогражданки" в начале следующего года могут существенно подорожать. Моторно-транспортное страховое бюро подготовило свои расчеты, а страховщики поддержали их дружными аплодисментами.
У Госфинуслуг теоретически еще есть время до середины декабря, чтобы подумать над предложением и воплотить его в жизнь путем внесения соответствующего законопроекта в парламент, отмечает президент МТСБУ Владимир Романишин. Закон об "автогражданке" предписывает пересматривать тарифы в зависимости от уровня инфляции в стране. В течение последних пяти лет это не делалось, хотя ситуация менялась: мировой финансовый кризис, девальвация гривни, подорожание деталей и ремонтных работ... "АЦ" подготовил ответы на вопросы, которые чаще всего могут задавать водители относительно новых тарифов.
1. Сколько будет стоить полис? Как будет рассчитываться его цена?
Прежде всего, вырастет базовый тариф. Если раньше он составлял 291,45 грн., то с нового года МТСБУ предлагает поднять его до 389 грн. Однако это еще не значит, что стоимость полисов "автогражданки" на разные виды транспорта возрастет пропорционально. Новой методикой расчета предполагается изменить и корректирующие коэффициенты. Например, для малолитражных автомобилей и машин объемом двигателя до 2,0 литра они увеличиваются. Для автомобилей с моторами от 2,0 литра - уменьшаются. Ниже становятся коэффициенты для автобусов и грузовиков. Однако существенно поднимутся тарифные поправки для больших городов. Например, если для Киева, где аварийность в 5 раз выше, чем в городах с населением меньше 100 тыс. человек, коэффициент составлял 1,5-1,8, то в предложенном варианте - 2,4-2,9, о чем информирует директор Института риска Александр Мац. Кроме того, в городах - спутниках столицы, несмотря на то что они относятся к категории самых маленьких, ставки повысятся очень существенно - в 4-5 раз. Это объясняется тем, что автомобили, зарегистрированные в этих городах, чаще участвуют в столичном трафике. Для других крупных городов коэффициенты также предлагается увеличить. По некоторым самым ходовым типам автомобилей цены полисов в больших городах могут вырасти в 3-7 раз. А для транспортных средств с большим объемом двигателей страховка, наоборот, подешевеет.
2. Вырастут ли лимиты страхового возмещения?
Именно этими соображениями и продиктовано повышение стоимости полисов. "Лимиты по ущербу здоровью и жизни предлагается поднять с 51 тыс. грн. до 100 тыс. грн., а по материальному ущербу - с 25,5 тыс. грн. до 50 тыс. грн. Это округленные цифры, полученные, как и предписано законом, при умножении базовых лимитов по выплатам образца 2005 г. на индекс инфляции за 5 лет, который за это время составил 92%. Однако нужно отметить, что лимиты по договорам, заключенным до внедрения нововведений, останутся прежними", - говорит Владимир Романишин.
3. Какой будет франшиза?
Согласно Закону "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" франшиза по ущербу имуществу не может превышать 2% от граничной суммы лимита. Если ранее она составляла 510 грн., то теперь - 1000 грн. В МТСБУ заверили, что франшизу по ущербу жизни и здоровью, как и ранее, применять не планируют.
4. Как сэкономить?
Единственный способ заплатить меньше - купить полис до нововведений. Однако, как уже было сказано, лимиты возмещения ущерба останутся небольшими. "Сегодня они составляют $3,2 тыс. и $6,4 тыс. соответственно, а этого совершенно недостаточно для возмещения ущерба в случае крупного ДТП. Хотя средняя сумма выплат по полису ОСГПО на конец сентября - 8187 грн., что на 23% выше, чем было в январе",- приводит статистику Владимир Романишин.
5. Можно ли зарегистрировать автомобиль в селе и страховать его по сельским тарифам?
В отличие от сегодняшней методологии расчетов, в соответствии с которой региональный коэффициент присваивался автомобилю частного лица по месту регистрации машины, теперь это предлагается делать по месту регистрации самого страхователя. Конечно, это вряд ли серьезно изменит ситуацию, скажем, в столице. Ведь многие новоявленные киевляне сначала покупают себе автомобиль, а потом - квартиру, чтобы в ней прописаться. Такие водители ставят на учет "железного коня" и заключают договор "автогражданки" по месту своей регистрации - то есть по "провинциальным" тарифам. Если же автомобиль эксплуатируется по доверенности, водитель оформляет страховку именно по месту своей регистрации, хотя машина может быть зарегистрирована по другому адресу.
6. От чего зависит цена полиса, кроме места регистрации владельца?
Стоимость полиса зависит от литража двигателя машины, типа ТС, стажа вождения. Коэффициенты во всех этих категориях поменялись. Если раньше машины с двигателем до 1,6 л "умножали" на 0,71, то теперь - на 0,8. С мотором 1,6-2,0 л - на 0,94, теперь - на 1,0. А вот дальше - по нисходящей: для 2,0-3,0 было 1,39, стало - 1,1, для 3,0+ было 1,41, стало - 1,2. Растет надбавка за недостаточный стаж вождения: раньше страховой платеж новичка умножался на 1,2-1,5, теперь - на 1,6-2 (третий тип договора). То же самое - для водителей со стажем 1-3 и 3-10 лет. Рост с 1-1,1 до 1,4-1,7, и с 1,0 до 1-1,2 соответственно. Самые опытные водители - со стажем более 10 лет - изменений по части коэффициента не почувствуют.
7. Останутся ли "короткие" полисы?
Возможность оформления коротких - от 15 дней и от 1 до 11 месяцев - полисов регламентирована законом об "автогражданке". Поэтому отменять их не будут - если, конечно, соответствующие изменения не внесут "пакетом" с предложениями о повышении тарифов и коэффициентов. Однако это было бы нелогично, ведь такие полисы - серьезное подспорье для самих страховщиков: заплатив за 15 дней пользования (4% дней в году) 15% стоимости страховки, человек, по сути, переплачивает в 4 раза. Что, конечно же, очень выгодно СК.
8. Поднимут ли штрафы в связи с подорожанием "автогражданки"?
Одно из опасений страховщиков и других авторов нововведений заключается в том, что из-за дороговизны полисов автомобилисты откажутся от полноценных годовых страховок и будут в лучшем случае покупать 15-дневные на время прохождения техосмотра в ГАИ или других процедур, требующих предъявления этого документа. Пока штрафы за его отсутствие были мизерными, это себя оправдывало - несколько раз в год заплатить штраф было выгоднее, чем ездить с желтым стикером под стеклом. Однако сегодня, когда штрафы за отсутствие полиса - 510-850 грн., это не станет аргументом, считают страховщики. Речи об увеличении штрафов пока нет - и за этими-то особо не могут уследить: ГАИ контролировать наличие полиса на дорогах более жестко не стало. Именно без этой составляющей страховщикам в новых условиях придется туго. Потому что, по сути, полисы "автогражданки" принудительно будут покупать только владельцы кредитных машин, которых в связи с кризисом стало значительно меньше.
9. Будут ли полисы ОСГПО дорожать и дальше?
Безусловно, будут, и намного чаще, чем раз в пять лет. Страховщики настаивают на том, что тарифы, которые в МТСБУ предлагают Госфинуслуг, рассчитаны с минимальной рентабельностью и минимальным учетом обращений после ДТП. По словам вице-президента УАСК АСКА Елены Машаро, на 7 тысяч погибших в дорожно-транспортных происшествиях возмещения выплачены только в 94 случаях, а из 150 тыс. травмированных в авариях выплаты получили только 1,5 тыс. человек. Именно эта статистика и заложена в расчеты. А если люди резко увеличат количество обращений, рынку тогда придется выдерживать достаточно серьезное давление.