Цікава стаття за 2009 рік . День холопа. Часть первая. Псковская республика
500-летие «псковского взятия» должно напомнить псковичам об их подлинной истории. Часть первая. Псковская республика Лев ШЛОСБЕРГ 09 сентября 2009
Приближающаяся дата – 500-летие присоединения, говоря официальным языком, Псковской вечевой республики к Московскому централизованному государству – вызывает в псковском обществе различную реакцию, от безразличия до неприятия. Скорее всего, при очевидном отсутствии к этому своего рода «юбилею» внимания нынешнего федерального центра, продолжателя политической традиции средневековой Московии, региональный резонанс ограничился бы парой научных конференций и несколькими статьями в академической прессе. Но очевидный кризис федеративной политики в России, демонстративное пренебрежение интересами регионов (а, значит, в первую очередь, интересами и правами проживающих здесь людей) вызвали к жизни достаточно широкую (и, бесспорно, только начинающуюся) общественную дискуссию о том, что именно в глобальном историческом плане произошло для Псковской земли и ее жителей в 1509-1510 годах, что Псков и его пригороды утратили, что приобрели и к чему пришли в составе российского централизованного государства и вместе с ним.
На явно болезненную для властей тему откликнулись уже и представители власти и ее партии, проявившие инициативу по проведению круглых столов и прочих публичных мероприятий с очевидным политическим подтекстом: присоединение Пскова к Москве, утрата им собственной государственности, образа общественной мысли и – в значительной степени – культурной традиции было явлением и неизбежным, и позитивным одновременно.
Соответственно, предстоящее мероприятие объявлено «празднованием» и псковичам предлагается отметить «праздник».
Причем за точку окончательного отсчета, систему координат для исторической и политической оценки, как нетрудно догадаться, берется система интересов и ценностей российского централизованного государства, в последнее время нашедшая весьма причудливое воплощение в специфической российской модели «вертикали власти», в которой многие находят вполне логичное продолжение московских государственных принципов XVI-XVIII веков.
Аналогичный подход в оценке обсуждаемых событий полностью доминировал, по понятным причинам, и в советской исторической науке, которая в части политических оценок практически полностью, за редчайшими исключениями, обслуживала власть.
День холопа. Часть вторая. Московское ханство500-летие «псковского взятия» должно напомнить псковичам об их подлинной истории
Лев ШЛОСБЕРГ 16 сентября 2009, 10:00
Продолжение. Начало («Часть первая. Псковская республика») см. в № 34 (455) от 9-15 сентября 2009 г.
Борьба московских князей за расширение своего государства по отношению к Новгороду и Пскову носила ярко выраженный характер цивилизационного противостояния. Это была не просто борьба за освоение новых территорий – это было принципиально мотивированное уничтожение иного политического и общественного устройства, иных отношений личности и государства, иной природы власти, основанных не на рабстве, а на свободе. Именно поэтому расширение Московии на запад сопровождалось показательными животными зверствами, бессмысленным с точки зрения развития земель массовым уничтожением народа, фактически – уничтожением чуждого сатрапии генофонда. По сути дела, это была война на уничтожение.
Все попытки представить события конца XV века для Новгорода и начала XVI века для Пскова закономерным и, тем более, исторически положительным стечением обстоятельств лежат в русле политического оправдания победителей, которых не судят только превращенные в рабов. Внимательное изучение событий того времени показывает, что, как и в большинстве случаев, история могла пойти разными путями. И только тот факт, что судьба выбрала ту, а не другую дорогу, совершенно не является основанием считать эту дорогу счастливой.