Чудовищные психологическая и физическая травмы, нанесенные украинскому народу более 80 лет назад, не изжиты до сих пор и, по мнению Энн Эпплбаум, стали одной из главных причин выхода Украины из состава Советского Союза и объявления независимости. О размере смертности от голода 1932–33 годов историки и демографы спорят до сих пор. При отсутствии достоверных статистических данных и политике сокрытия советскими властями масштаба голода число его жертв колеблется от трех до семи миллионов человек. Автор "Красного голода" называет цифру 3,9 миллиона умерших. Из них 3,5 миллиона пришлись на сельскую местность и лишь 400 тысяч – на города. 90 процентов из общего числа умерли от голода в 1933 году.
И второй проблемный аспект истории Голодомора, который до сих пор обсуждается его историками и подробно исследуется автором книги: вызван ли массовый голод в Украине сознательными и целенаправленными действиями партии и правительства с целью подавления националистических и антисоветских устремлений украинского крестьянства или же стал результатом халатности и некомпетентности советского руководства, которое оправдывало тотальную реквизицию зерна и других продуктов питания и их экспорт необходимостью модернизации страны и потребностью в валюте для промышленного строительства. При отсутствии реальной помощи голодающей Украине советский экспорт продуктов питания во время Голодомора процветал. Энн Эпплбаум приводит такие цифры: в 1932 году СССР экспортировал 1,73 миллиона тонн зерна, более 3500 тонн масла, 586 тонн ветчины. В 1933 году эти цифры выросли: 5433 тонн масла и 1037 тонн ветчины. В разгар голода широко экспортировались также мясные и рыбные консервы, яйца, куриное мясо, фрукты и овощи. В споре историков о причинах Голодомора автор "Красного голода" склоняется к мнению о целенаправленном стремлении Сталина с помощью голода уничтожить привидевшихся ему реальных и потенциальных врагов советской власти.
Эпплбаум цитирует письмо Сталина Кагановичу, которого "вождь народов" назначил главой украинской компартии и бросил на подавление украинского национального сопротивления советизации, реквизициям и грабежу. Сталин писал в августе 1932 года своему клеврету: "Самое главное сейчас Украина. Дела на Украине из рук вон плохи (...) Если не возьмемся теперь же за выправление положения на Украине, Украину можем потерять. Имейте в виду, что Пилсудский не дремлет, и его агентура на Украине во много раз сильнее, чем думает Реденс или Косиор. Имейте в виду, что в Украинской компартии (500 тысяч членов, хе-хе) обретается немало (да, немало!) гнилых элементов, сознательных и бессознательных петлюровцев, наконец – прямых агентов Пилсудского. Как только дела станут хуже, эти элементы не замедлят открыть фронт внутри (и вне) партии и против партии".
Параноидальная мания враждебного окружения Сталина и тлеющая в нем еще с Гражданской войны неприязнь к Украине и ее народу сыграли, по мнению Энн Эпплбаум, ключевую роль в возникновении Голодомора. Сталин, считает она, несет личную ответственность за гибель от голода и репрессий миллионов украинцев. Сам же Сталин на пленуме политбюро ЦК партии в ноябре 1932 года назвал причиной провала хлебозаготовок и голода в Украине "проникновение в колхозы и совхозы антисоветских элементов с целью организации вредительства и шантажа", т. е. обвинил в организации голода самих же украинских крестьян. Война Сталина с Украиной 1932–33 годов обернулась не только бесчисленными невинными жертвами, но и стала "бомбой замедленного действия", взорвавшейся через 58 лет. Многие в Украине считают, что эта война продолжается. В интервью Радио Свобода Энн Эпплбаум так обосновывает причину, по которой Сталин развязал голодоморную войну против Украины.
"Голодомор был намеренно вызван Сталиным. Начало 1932 года ознаменовалось в Советском Союзе повсеместным голодом, вызванным последствиями насильственной коллективизации и преступной и некомпетентной политикой партии в области сельского хозяйства. Осенью 1932 года Сталин решил использовать кризис сельского хозяйства для расправы с национальным движением в Украине и упрочения своей диктатуры. И, как я показываю в своей книге, он предпринял ряд мер, направленных на возникновение Голодомора именно в Украине: начал тотальную реквизицию у крестьян продовольствия, создал вооруженные заслоны на границе с Украиной и вокруг ее голодающих регионов, чтобы предотвратить проникновение голодающих крестьян в города, в более благополучные регионы и затруднить оказание помощи голодающим. Это сопровождалось жестокими репрессиями не только против крестьянства, но и против украинской национальной интеллигенции. Все это было направлено на то, чтобы истребить в Украине как можно больше людей. Украинская компартия прекрасно понимала это намерение советского руководства и делала все, чтобы спровоцировать голод."
– Значит ли это, что Сталин несет личную ответственность за Голодомор?
– Сталин лично несет ответственность, но ее несут и его приспешники. Он диктовал украинской компартии все решения по поводу Украины и массового голода, и ее руководство рьяно выполняло его преступные решения, а нередко, что называется, бежало и впереди паровоза, чтобы выслужиться и выполнить невероятно завышенный план хлебозаготовок. Никто в руководстве Украины не противился тотальному грабежу крестьянства – конфискации у него не только семенного зерна, но и всех продуктов питания. Претворением преступных сталинских решений в жизнь занимались тысячи людей, так что ответственность за Голодомор должны нести и многие украинские коммунисты.
– Вы пишете, что сталинская паранойя по поводу Украины косвенно была вызвана самоубийством его жены Надежды Аллилуевой, делом Мартемьяна Рютина и его оппозиционного Сталину "Союза марксистов-ленинцев", страхом контрреволюции. Не был ли организованный Сталиным Голодомор следствием прежде всего его ставшим фобией страха утраты власти?
– Сталин страшился контрреволюции, и более всего его в этом отношении беспокоила Украина, где были сильны националистические и сепаратистские настроения. Кроме того, именно в Украине было самое сильное, а нередко и вооруженное сопротивление насильственной коллективизации. Да и в Москве было немало противников коллективизации и ее последствий. В самой Украине национально ориентированная интеллигенция также внушала Сталину подозрения. Он вообще считал ее агентами ненавидимой им Польши. Страх перед контрреволюцией всегда был одним из главных побудительных мотивов его поведения, и Голодомор стал для него одним из инструментов борьбы с ней. У Сталина возникло устойчивое убеждение, что контрреволюция может вспыхнуть именно в Украине.
– Насколько корректно называть массовый голод в Украине геноцидом украинского народа?
– Мне кажется это корректным. В этом я руководствуюсь изначальным определением этого термина, принадлежащим его создателю – польско-украинскому юристу Рафаэлю Лемкину. На мой взгляд, его дефиниция геноцида полностью соответствует последствиям Голодомора. Однако использование этого понятия в рамках международного права, основанного на юридических установлениях ООН, затруднено, поскольку преступления советской власти никогда не включались ООН в список геноцидов. На это повлияла и позиция СССР (его постоянного члена), отрицавшего применение термина "геноцид" к массовому голоду в Украине. И хотя проблема эта не однозначна, мне представляется, что понятие "геноцид" к Голодомору вполне применимо.
– Вы пишете, что одним из последствий вспыхнувшего в Украине голода было создание советскими властями так называемой "видимой границы" между Россией и Украиной, которая препятствовала толпам голодающих беженцев покидать пределы Украины. Что собой представляла эта граница?
– Власти были озабочены не только предотвращением попыток голодающих покинуть Украину, но и стремились максимально ограничить доступ туда из других частей Союза. Сокрытие преступления, его замалчивание – традиционная политика сталинского режима. С этой целью заслоны из частей ОГПУ и армии были выставлены во всех возможных точках пересечения этой "виртуальной" границы. Сотни тысяч человек в то время оставили в Украине свои дома в попытке перебраться в места относительного благополучия. Их перехватывали на КПП, арестовывали и выдворяли обратно. Вокзалы, как в Украине, так и в сопредельных регионах, были блокированы частями ОГПУ. С поездов снимали не только беженцев, но и тех, кто пытался пересечь границу с российской стороны. Эта граница была создана не только для того, чтобы не дать людям спастись, но и с целью предотвращения утечки информации.
– Почему все же советские власти не запросили международной помощи, как они это сделали во время голода 1921 года?
– Это не было сделано прежде всего по причине того, что Сталин не хотел, чтобы на Западе узнали правду о последствиях коллективизации и о провале его политики в области сельского хозяйства. Кроме того, его мало заботило спасение умирающих от голода миллионов украинцев. Более того, уничтожение этих "потенциальных врагов народа, недобитых петлюровцев и польской агентуры" было его целью. Поэтому и не предпринималось практически никаких усилий по их спасению.
Нужно понимать, что голод был вызван не только реквизицией зерна, хотя это важнейшая его причина. Вооруженные реквизиторы конфисковывали не только зерно. Они отбирали все виды продовольствия – картофель, птицу, мясо, овощи, фрукты. Крестьянам не оставляли ничего. За неуплаченные налоги отбирали деньги, драгоценности, семейные реликвии – все, что обладало хоть какой-то рыночной ценностью. Их методы были необычайно жестоки: избиения, пытки, аресты были повсеместным явлением. Не щадили никого, выбивая признания о спрятанном продовольствии. Реквизиторы были убеждены, что крестьяне прячут зерно, и пытали всех подряд. Санкции на пытки давали местные власти и ОГПУ. Реквизиции были организованы как военные операции, это была война оккупантов с побежденным народом. Директивы из Москвы требовали выполнения плана хлебозаготовок любой ценой. Разрешалось реквизировать в счет плана даже семенное зерно, обрекая тем самым крестьян на неизбежный голод.
Каннибализм был обычным явлением. Правда, не сказала бы, что он приобрел широкие масштабы. О нем существует множество архивных материалов, милицейских протоколов и донесений. Было немало случаев некрофагии – поедания трупов. В донесениях ОГПУ описываются случаи поедания собственных детей. Практиковалась и продажа человеческого мяса. Только в Харьковской области весной и летом 1933 года в донесениях ОГПУ сообщалось о 420 случаях, когда родители поедали умерших от голода детей и когда голодающая семья убивала самого ослабевшего, чаще всего ребенка, и поедала его. Ужас и безумие царили в деревнях, трупы погибших от голода валялись без захоронения. Украинское руководство прекрасно знало о каннибализме, в Москве об этом также знали.
– Вы отмечаете, что в 1932–33 годах политика Сталина в Украине не только спровоцировала Голодомор, но и была направлена против украинской интеллигенции – носительницы украинской идеи. Чего он добивался, преследуя украинскую элиту?
– Думаю, что Сталин, преследуя украинскую интеллигенцию, видел в ней носительницу национальной идеи, бросающей вызов советской системе. В основе этой идеи, кроме особой украинской культурной идентичности, лежала мечта о независимом украинском государстве. Украинский сепаратизм, в котором он обвинял украинскую культурную элиту, страшил его больше внешних врагов. С отделением Украины, считал он, Советскому Союзу не выжить, произойдет развал коммунистической системы.
Память о Голодоморе в огромной мере повлияла на формирование национального украинского самосознания. В нынешнем отчуждении от Москвы также можно проследить следы памяти о Голодоморе. Сейчас воспоминания о спровоцированном коммунистическим режимом массовом голоде 1932–33 годов превратились в один из важнейших консолидирующих факторов украинской жизни.
– В главе "Сокрытие" вы описываете реакцию на Голодомор на Западе. Насколько она была адекватной?
Советские власти делали все возможное, чтобы правдивая информация о голоде не просочилась за рубеж. Работающим в Москве иностранным корреспондентам в 1932 году было запрещено выезжать за пределы столицы без особого разрешения. В то время левая западная интеллигенция в массе своей была подобна Шоу и не доверяла любой негативной информации о Советском Союзе. Правда о Голодоморе с огромным трудом пробивалась сквозь заслоны советской пропаганды
– Какова официальная позиция нынешних российских властей в споре о Голодоморе как геноциде украинского народа?
– Позиция российских властей менялась на протяжении лет. Поначалу советские официальные лица полностью отрицали существование Голодомора, по их мнению, его не было. Они утверждали, что разговоры о нем – это фашистская антисоветская пропаганда. Нынешние российские власти признают существование массового голода в Украине в 1932–33 годах, но отрицают, что Голодомор – специфически украинское явление и что его масштаб не сравним с голодом в российских областях. "Все и везде голодали", – утверждают они. И, конечно, они отметают все утверждения о геноциде украинского народа. Отрицают они и какую-либо вину за Голодомор московского центра и лично Сталина. На эту тему существует обширная литература российских историков. Россия приложила немало дипломатических усилий, чтобы дезавуировать украинское восприятие Голодомора. Массовый голод в Украине в 1932–33 годах все еще остается камнем преткновения в нынешних российско-украинских отношениях.
Владимир Путин воспринимает само существование независимой Украины как идеологический вызов своему режиму. Символом взаимного отчуждения стал украинский майдан, появления которого на российской почве более всего опасаются в Москве. Российская экспансия на востоке Украины воспринимается в Киеве как неприкрытая агрессия. По сути дела, оба государства находятся в состоянии необъявленной войны.
Радио Свобода
https://trim-c.livejournal.com/2004901.html#cutid1