Существует документ, который интересен тем, что как в капле воды отражает ситуацию по поводу "поддержки народом большевиков" во время Гражданской войны.
Данные Комиссии по расследованию большевистских зверств (Комиссия Ф.С. Рёрберга, август 1919):
«Расследование комиссии Рёрберга установило 4 800 убийств в Киеве лиц, имена которых удалось установить. Из могил кладбищ вырыто 2 500 трупов. Могил старше 4-х недель не открывали. Общее число перебитых достигает 12 000 человек... Из них приблизительно 700 известных людей – 36 профессоров, потом врачи, инженеры, лидеры партий, прежние высшие чиновники, генералы, высшие духовные лица, представители купечества и аристократии, 82 члена национального клуба, убитые все в один день.
Около 5 000 прежних офицеров малых чинов, маленьких чиновников и служащих, рядовое духовенство, железнодорожники, приказчики, ремесленники и другие граждане. Приблизительно 1 500-2 000 крестьян из губернии, главным образом из окрестностей, остальные 4-5 тысяч человек – рабочие.
Имена убийц, садистов, преступников, называвшихся народными комиссарами, известны. Они установлены по документам, найденным в киевских чрезвычайках и по показаниям чекистов и свидетелей.
50% − евреев с русскими псевдонимами,
15% − латышей, венгров и китайцев, и всего около
10% − русских.
Из общего числа [палачей] 20% были женщины.
Из общего числа евреев-чекистов 20% − уголовные преступники.
Из русских – 80% уголовных.
В полтавской ЧК в короткое время сменилось 3 председателя, убивавшие один другого – все три бывшие каторжники»
Источник: коллекция С.П. Мельгунова в архиве Гуверовского ин-та, коробка 4, дело 24, лл. 143-144. Цит. по: Красный террор глазами очевидцев /составл., предисл. д.и.н. С.В. Волкова. – М., 2009. С. 80-81, 423-424.
Итак, не менее половины уничтоженных "рабоче-крестьянской властью" - те самые рабочие и крестьяне, которые по темноте своей не поняли своего счастья. Статистика 1937-1938 гг. по социальному составу репрессированных ничем не отличается от вышеприведенной. А это уже "политическая линия", а не случайность гражданской войны в отдельном регионе.
Данный документ позволяет также прояснить вопрос о том, чей террор был страшнее - красный или белый? Разумеется, советская пропаганда бессильна привести пример могильника на 10-12 тыс. душ, расстрелянных белыми.