Публікую у стислій редакції
Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Иеромонах Феогност (Пушков)
В ветхозаветные времена бытовало мнение, что за вину родителей несут наказание (т.е. не просто последствия грехов родителей, как например, наследственные болезни, которыми родители «наградили» детей, а именно «кару») их дети. Так ли это?
Бог, сотворив человека по Образу Своему, вложил в нас естественное понятие о справедливости. Грехом это понятие было искажено в человеке, но не уничтожено совсем. Месть – это искаженное восприятие справедливости, рассматриваемой в ракурсе гордыни. Но наиболее чистому сердцу органически противоестественно карать детей за вину их родителей.
Апологеты средневековой дикой нормы римского права ссылаются в защиту себе на слова Писания: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7). Но при этом совершенно не хотят учитывать сказанного в 18-й главе пророка Иезекииля
Общий грех или наследованные грехи?
Итак, сторонники учения о наследовании вины и грехов детьми от родителей обычно ссылаются на некоторые цитаты из книг Ветхого Завета. Разберем подробно каждую из них.
«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7). «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6 –ср. Втор. 5: 9-10).
А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постанавливая законом противоположное. Ибо Он же Сам говорит: "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор.24:16).
И чрез пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет" (Иез.18:2-4).
Думаю же, что угроза особенно показывает Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено: Ненавидящим Меня. Т.е. Долготерпелив Я к отцам согрешивших, долготерпелив и к детям их. Но если внуки и правнуки поревнуют [т.е. станут подражать – им.Ф.] лукавству отцов и предков – тогда наложу наказания…
Итак, мы видим, что:
1. В этой угрозе Бог обращается к отцам, чтобы они, греша, подумали о своих детях, которые могут понести последствия их грехов;
2. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня», т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания.
«И вот, вместо отцов ваших восстали вы, отродье грешников, чтоб усилить еще ярость гнева Господня на Израиля. Если вы отвратитесь от Него, то Он опять оставит его в пустыне, и вы погубите весь народ сей» (Чис.32:14-15) . Опять – речь идет именно о том, что потомки усугубляю в себе вину праотцев.
Именно в этом контексте стоит и молитва: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Чис.14:18-19). Если бы не было возможности простить при покаянии потомков греха, который потомки усвоили как традицию от предков, но впоследствии осознали греховность этой традиции, то молитва была бы бессмысленна;
3. В истории множество примеров того, что Бог долготерпит и не исполняет угроз;
4. Так же примеры исторического наследования детьми грешников благословений Божиих доказывают для нас тот факт, что если дети не следует путем грехов отцов своих, то они и не наказываются;
5. В подтверждение так же приводится Иез. 18., из чего видно, что отцы Церкви этот текст понимали не только как пророчество о мессианских временах, но и как прямое обличение современников пророка.
«Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня» (Лев.26:36-40). Т.е. они наказываются за то, что сами следовали путем беззакония отцов своих, а вовсе не за самые беззакония предков. Если бы дети не последовали родителям во грехах, то и не были бы наказаны. В словах Божиих беззакония обличаемых и беззаконие их отцов представлено как одна вина, один грех, который они из поколения в поколение творили.
Итак, Сам Бог многократно объясняет, почему вместе с отцами наказываются дети: не потому что они наследовали некую абстрактную вину родителей, а потому что наследовали нрав родителей, стали подражать своим отцам в грехах; дети сделались соучастниками зла, творимого их родителями.
Итак, мы видели, что теория «передачи вины по наследству» чужда как святоотеческому богословию, так и самому духу Священного Писания. Мы можем говорить только о передачи некоторых негативных последствий, возникающих в результате того, что родители (которые являются корнем для детей) своими грехами сами искажают свою природу и вносят в нее изъяны. Повредив себе, свое повреждение они передают детям. Но это не вина (culpa) детей, а доставшаяся им в наследство болезнь. Но и это все исцелят всемогущая благодать Христа, благодать и дар Нового Завета. В крещении человек отрезается от старого, ветхого корня и прививается к новому корню – ко Христу. Крещенный человек умер для ветхой жизни и рожден для новой, в новой жизни он живет и спасается. Итак, все «порочное наследство» полностью стирается во Христе.
Но изначально у нас речь шла не о том. Может ли Бог «карать» детей за грехи родителей? – Ответ однозначный: Нет! Он может вразумлять родителей страданиями детей, но в этом случае виной их страдания нужно прямо видеть самих родителей, которые своими грехами причиняют раны своим близким. Ведь известно, что порочное слово может нанести рану сердцу и разрушить жизнь, зато доброе слово мира и любви может исцелить многолетние раны грехов.