, а другие, как китайцы и индусы, не держатся его. Это доказывают не
только богословы, но и вольнодумные ученые историки религий -- Тиле, Макс
Мюллер и др.; классифицируя религии, они признают, что те из них, которые
разделяют это суеверие, выше тех, которые его не разделяют. Вольнодумный
Шопенгауэр прямо называет еврейскую религию самой пакостной
(niedertrдchtigste) из всех религий за то, что в ней нет и понятия (keine
Idee) о бессмертии души. Действительно, в еврейской религии ни понятия, ни
слова такого не было. Жизнь вечная по-еврейски "хайе-ойлом". Ойлом значит
бесконечное, во времени непоколебимое. Ойлом значит тоже мир -- космос.
Жизнь вообще, и тем более жизнь вечная, хайе-ойлом, по учению евреев, есть
свойство одного Бога. Бог есть Бог жизни, Бог живой. Человек, по понятию
евреев, всегда смертен, только Бог есть всегда живой. В Пятикнижии два раза
употреблены слова: "жизнь вечная". Один раз во Второзаконии, другой раз в
книге Бытия. Во Второзаконии, XXXII, 39, 40, Бог говорит: поймите, что я --
Я. Что нет Бога, кроме Меня; Я живой, Я умерщвляю, Я бью, Я исцеляю, и от
Меня никто не освобождается; Я поднимаю руку до неба и говорю: Я живу вечно.
В другой раз: в книге Бытия, III, 22, Бог говорит: вот человек съел плода от
древа познания добра и зла и стал таким, как мы (одним из нас); как бы он не
протянул руки и не взял с древа жизни и не съел и не стал бы жить вечно. Эти
два единственные случаи употребления слов: жизнь вечная в Пятикнижии и во
всем Ветхом Завете (за исключением одной главы апокрифического Даниила) ясно
определяют понятия евреев о жизни вообще и жизни вечной. Жизнь сама по себе,
по понятию евреев, вечна и такова она в Боге; человек же всегда смертен,
таково его свойство.
Нигде в Ветхом Завете не сказано того, чему учат нас в священных
историях -- что Бог вдунул в человека душу бессмертную, или того, что первый
человек до греха был бессмертен. Бог сотворил, по первому сказанию книги
Бытия, ст. 26, I гл., человека точно так же, как и животных, точно так же
мужеский и женский пол и точно так же велел им плодиться и множиться. Как о
животных не сказано, что они бессмертны, точно так же не сказано этого и о
человеке. Во второй главе говорится о том, как человек познал добро и зло.
Но о жизни сказано прямо, что Бог выгнал человека из рая и загородил ему
путь к древу жизни. Человек так и не вкусил плода древа жизни, он так и не
получил хайе-ойлом, то есть жизни вечной, и остался смертен.