Регулярно гасло электричество, и вода в многоэтажных домах редко поднималась выше третьего этажа (за исключением ночных часов, когда общий расход воды сокращался). Наполненные ночью ванны, из которых брали воду в течение дня на готовку в квартирах 5-6 этажа, были в порядке вещей. Это, напомню, не 90-е, а 70-80е.
Миф «все были равны». Детей обкомовских работников привозили в школу шоферы на черных «волгах», а у нас в классе была девочка, с которой я дружила, семья ее жила в бараке (абсолютные "фавелы") без отопления и даже душа, туалет во дворе, отец работал шофером, мать ухаживала за младшим сыном с церебральным параличом, и это была диккенсианская, "достоевская" нищета, которую они переносили со смирением и достоинством. И таких ребят за чертой бедности в нашем классе было около четырех-пяти. Никакое государство им не помогало, только соседи и знакомые.
Национальные отношения. В Грузии для меня, как 1)женщины 2)с армянской фамилией - завуч школы- это был карьерный потолок.
Мой тбилисский дядя, прекрасный специалист по гидроэлектростанциям, не мог быть назначен на должность руководителя предприятия с армянской фамилией. Упускать специалиста такой квалификации не хотели, поэтому намекнули, что есть выход - нотариально фамилию поменять на грузинскую. Он поменял. Армянская родня от него отвернулась, с ним общалась только наша семья. Вот такие «равные возможности» и «национальная гармония». С 15 лет я знала, что если я хочу чего-то добиться честно и собственными интеллектуальными способностями, надо уезжать.
Начиная с начальной школы, родители в Грузии и Армении содержали взяточников-учителей, даря им подарки, иначе они отыгрывались на детях.
Уровень советского образования в республиках был настолько плачевным, что все знали - если хочешь, чтобы ребенок поступил в хороший российский вуз - надо нанимать частных учителей по всем профилирующим предметам, школа -пустая трата времени.
В 9-10 классах я ходила к 4-м частным учителям, славящимся в нашем городе репутацией, что "после них поступают" (действительно сдала вступительные на все отличные отметки). Месяц уроков у одного учителя стоил 40-50 рублей, итого родители должны были платить 200 рублей в месяц,два года, за мое "бесплатное" образование. Поэтому за свое образование я благодарна только родителям. Бонусом было то, что по языку подготовили меня так, как никогда не научили бы в школе, и зачет по английскому за весь первый курс я получила автоматом.
О пенсиях по 40-60 рублей в Грузии и Армении. Если бы не существовала сильная семейная традиция поддержки стариков, они влачили бы нищенское существование со своими пенсиями, тем более, многие отбывали ссылку (массовые депортации из Грузии греков и армян) в сталинское время, и выслуги лет у них просто не получалось. Об уровне грузинской и армянской медицины я даже и не говорю. Больницы были ужасающими ПОВСЕМЕСТНО.
Дипломы врачей в грузинских и армянских мединститутах ПОКУПАЛИСЬ. Если грозила операция, то родные больного давали огромные взятки врачам "с настоящими дипломами", в основном получившим образование в России, где коррупция была все же скромнее. Все, что производилось промышленного в Грузии и Армении, было невозможно ни применять, ни носить. Я старшеклассницей проходила практику на фабрике электроламп и в совхозе цитрусовых и насмотрелась на их практики и итоговую продукцию. Поэтому, прошу Вас, не рассказывайте о том, что «было неплохо» в советских республиках. Смотря с чем сравнивать.
Да, тогда не наблюдалось такой массовой трудовой миграции в Москву, но это было совершенно ни к чему: Москва снабжалась несколько лучше, жила чуть побогаче, но не находилась в таком разительном контрасте с остальным пост-советским пространством, как сейчас.