"Выступление в ООН 27 декабря 2023 года.
Я не буду в своём выступлении останавливаться на политических мотивах принятия решения об отказе президента Украины Януковича в ассоциации с Евросоюзом. Речь пойдёт только об экономических причинах, которые носят как региональные, так и страновые особенности.
Прежде всего нужно отметить, что Западная и Центральная Европа — уникальное место на территории Евразии, в котором сезонные температурные коэффициенты меняются не с севера на юг, а с запада на восток. Связано это с тёплым Средиземным морем на юге и тёплым течением Гольфстрим на севере, но для нас важен сам факт: нулевая изотерма января в этом регион проходит примерно по меридиану Берлина, от Балтики до Альп. западнее — теплее, восточнее — холоднее.
Это означает, в частности, что если на западе и на востоке используется одна экономическая модель, то для выравнивания уровня жизни населения требуются специальные дотации. Именно за эти дотации агрессивно борется в Брюсселе Польша, именно снижение этих дотаций привело к существенному падению уровня жизни в республиках Прибалтики в последние годы.
На Украине до 2014 года действовала альтернативная Евросоюзу экономическая модель (о ней чуть ниже) и правительство Украины очень хотело в рамках перехода на другую получить от ЕС дотации, сравнимые с теми, которые получила Польша в конце 80-х годов, другие страны Восточной Европы в начале 90-х и Прибалтика в 90-е годы. В этом Украине было отказано.
Во-вторых, старая экономическая модель предполагала получение дополнительной прибыли от продажи продукции в Россию и другие бывшие республики СССР (в которых климат ещё более суровый, так что Украина от присутствия на этих рынках получала дополнительную прибыль). Россия однозначно заявила, что отмена таможенной границы с ЕС автоматически означает опускание таможенного барьера для Украины, что резко снижала прибыльность украинской экономики. Но этот аргумент в Брюсселе не сочли принципиальным.
В-третьих, экономическая культура Украины предполагала многие века очень активную связь с собственным селом. Значительная часть городского населения имела близких родственников на селе, снабжение собственными продуктами и использование рынков и личного подсобного хозяйства. Принятие правил ЕС за достаточно короткое время практически уничтожало всю эту систему, поскольку она не вписывалась в систему стандартов ЕС. Более того, поскольку производство с/х продукции в более южных странах ЕС более дешёвое, это в среднесрочнй перспективе неминуемо привело бы к уничтожению существующей системы сельского хозяйства Украины. А это, в свою очередь — к повышению стоимости жизни для значительной части населения страны (исчезновению источников дохода).
Кроме того, категорическим требованием ЕС было разрешение на продажу земли в частные руки и тогдашнее руководство Украины считало, что это опасно с точки зрения экологии и контроля за качеством земли. События после 14 года подтвердили эти опасения, земля была выкуплена иностранными владельцами, которые переводят её на производство техническим культур с ухудшением состояния почвы.
В-четвёртых, бОльшая часть промышленности Украины была выстроена в рамках технологических цепочек, замкнутых на Россию и не конкурентоспособна в рамках западной системы разделения труда. Резкая смена экономической модели вела к быстрому разрушению всего технологического комплекса южной и восточной Украины, что неминуемо привело бы к серьёзным социально-политическим последствиям.
Фактически, мы видим, что после свержения Януковича все эти опасения реализовались на практике, социально-политический взрыв на востоке и юге привёл к фактическому разделению страны (задолго до начала СВО) и Украина как самодостаточное в экономическом смысле государство фактически прекратила своё существование.
Таким образом, правительство президента Януковича имело серьезные объективные основания для того, чтобы отложить ассоциацию и продолжить переговоры с ЕС".