Солнцезащитные средства и меланома
С тех пор, как ученые установили, что УФ-излучение способствует появлению ранних морщин и может приводить к образованию злокачественых опухолей кожи, врачи и популярная пресса не устают напоминать о необходимости пользоваться солнцезащитными средствами при каждом выходе на улицу. Однако странное дело – уже второе десятилетие солнцезащитные средства широко и повсеместно используются во всех развитых странах, а заболеваемость раком кожи не только не снижается, но и продолжает упорно расти. Например, в США в начале 1970-х годов частота меланомы среди белого населения составляла 6 случаев на каждые 10 тысяч человек. В начале 2000-х годов частота возросла до 18 случаев на 10 тысяч, то есть втрое. В Европе частота меланомы за тот же временной период увеличилась почти в 5 раз. Стоит ли удивляться тому, что в печати все чаще раздаются голоса скептиков, которые либо высказывают сомнение в пользе солнцезащитных средств, либо даже обвиняют их в том, что они не снижают, а напротив, увеличивают риск заболевания раком кожи.
Существует несколько гипотез, объясняющих причины роста частоты злокачественных заболеваний кожи за последние два десятилетия.
1. Сегодняшние случаи меланомы и других форм рака кожи могут быть расплатой за неумеренное увлечение солнцем и безудержную погоню за загаром в прошлом. Дело в том, что хотя все клетки эпидермиса постоянно обновляются, клетки, поврежденные УФ-излучением, могут останавливаться в своем развитии и десятилетиями находиться в коже в «спящем» состоянии, словно бомба замедленного действия. Рак кожи развивается именно из таких клеток. Сейчас получены убедительные доказательства того, что частое и продолжительное увлечение загаром в в детском возрасте повышает риск заболевания раком кожи в зрелом и пожилом возрасте.
2. Первые солнцезащитные средства защищали кожу только от УФВ излучения, так как именно оно вызывает солнечные ожоги. Но причиной рака и преждевременного старения кожи является УФА – излучение, имеющее более длинную волну, так как оно глубже проникает в кожу. Так как УФВ-фильтры позволяют людям часами лежать на пляже, не боясь обгореть, они создают условия для продолжительного УФА-облучения, а следовательно, увеличивают опасность развития рака кожи.
3. Если раньше солнечный ожог рассматривали только как негативное следствие солнечного облучения, то сейчас появились основания считать, что он является эффективной защитой кожи от повреждающего действия УФ-излучения, так как после него начинается интенсивное отшелушивание кожи, приводящее к удалению поврежденных клеток. Поэтому, предотвращая солнечные ожоги, УФВ фильтры могут повышать риск развития рака кожи.
Создается впечатление, что в повышении частоты заболевания меланомой виноваты не УФ-фильтры вообще, а только УФВ фильтры, плюс неразумная погоня людей за загаром. Но в таком случае проблема легко решается. Нужно только пользоваться солнцезащитными средствами широкого спектра действия, то есть теми, которые защищают кожу как от УФВ - так и от УФА- излучения. Однако не все так просто. К сожалению, сейчас появились данные, которые все-таки указывают на то, что солнцезащитные средства действительно могут повышать риск образования злокачественных опухолей кожи.
1. Недавно было обнаружено, что некоторые вещества, применяющиеся в качестве органических УФ-фильтров, могут блокировать химическую реакцию, приводящую к образованию окиси азота в коже. Но окись азота является важнейшим иммунорегулятором, который, в частности, участвует в реакциях противоопухолевого иммунитета. Таким образом, солнцезащитные средства могут понижать противоопухолевый иммунитет кожи. Чем выше концентрация УФ-фильтров в косметическом средстве, тем выше риск нарушения иммунитета.
2. Обнаружено, что некоторые органические УФ-фильтры действуют как слабые эстрогены – женские половые гормоны. Между тем известно, что эстрогены стимулируют рост некоторых опухолей. Как правило гормональные эффекты УФ-фильтров очень слабы и их можно не опасаться, однако если в состав косметического средства входит несколько УФ-фильтров в достаточно высокой концентрации, то их суммарный гормональный эффект может быть уже довольно заметным.
3. Некоторые УФ-фильтры обладают фотореактивностью, то есть поглощая УФ-излучение, они выделяют свободные радикалы. Но именно свободные радикалы и реакции с их участием являются причиной и образования морщин и развития опухолей. Поэтому фотореактивные УФ-фильтры могут вносить свой вклад и в раннее старение и в развитие рака кожи. Как и в предыдущих пунктах, чем выше концентрация УФ-фильтров в косметическом средстве, тем выше риск образования значительного количества свободных радикалов под воздействием УФ-излучения.
4. До сих пор внимание ученых было сконцентрировано на УФ-излучении, так как оно имеет большую энергию и следовательно может причинить больше всего повреждений. Поэтому на УФ-фильтры возлагались такие большие надежды. Однако солнечные лучи в видимой и инфракрасной частях спектра тоже несут очень большую энергию (только вспомните какими яркими и горячими кажутся солнечные лучи). Недавно были получены доказательтва, что при достаточно длительном облучении, уже не только УФ-излучение, но даже свет солнца (видимый спектр) и жар его лучей (инфракрасный спектр) могут вызвать повреждение ДНК клеток кожи, а следовательно, могут провоцировать развитие рака. Однако многие твердо убеждены (и реклама активно поддерживает это заблуждение), что достаточно нанести на кожу солнцезащитное средство широкого спектра действия с высоким фактором защиты и на пляже можно лежать часами. Увы, к сожалению, это не так, поэтому люди, загорающие с солнцезащитными средствами зачастую подвергают свою кожу бОльшему риску, чем те, кто подставляют солнцу незащищенную кожу.
5. И , наконец, злоупотребление солнцезащитными средствами с высоким фактором защиты, может приводить к дефициту витамина D , который, как известно, синтезируется в коже под воздействием солнечных лучей. В последнее время внимание ученых сосредоточилось на совершенно неожиданном аспекте роли этого витамина в организме - защите клеток от злокачественного перерождения. Дефицит витамина D, вызванный слишком тщательной защитой от солнца, может быть еще одной причиной роста частоты заболевания раком.
Какие же рекомендации можно дать тем, кто хочет уберечь свою кожу от повреждающего действия УФ-излучения?
1. Прежде всего, нужно понимать, что кожа разных людей вырабатывает защитный пигмент кожи (меланин) с разной эффективностью. Тем, у кого кожа вырабатывает мало пигмента, лучше вообще не загорать на солнце, а воспользоваться средствами для автозагара. Но даже тем, чья кожа хорошо загорает и редко обгорает, нужно относиться к солнечным лучам с осмотрительностью, не полагаясь на защитную силу УФ-фильтров.
2. Так как основной механизм повреждающего действия солнечных лучей включает реакции с участием свободных радикалов, кожу можно защитить антиоксидантами, обезвреживающими эти свободные радикалы. Например, дневной крем, содержащий такие ингредиенты, как витамины Е и С, экстракты зеленого чая, эдельвейса и розмарина, масло моркови и другие природные антиоксиданты, поможет предотвратить многие побочные эффекты солнечного облучения. Даже если вы используете солнцезащитные препараты с УФ-фактором, то предварительное нанесение серума или эмульсии с антиоксидантами поможет снизить риск повреждения кожи.
3. Генетически белокожим людям (европеоидам), постоянно или временно проживающим в жарких и солнечных странах, нужно защищать свою кожу солнцезащитными средствами. Но не следует гнаться за очень высоким фактором солнечной защиты. Ведь чем выше фактор защиты, тем выше концентрация УФ-фильтров в данном средстве. Так как некоторые УФ-фильтры сами по себе увеличивают риск заболевания раком кожи, солнцезащитные средства с высоким фактором защиты (SPF 40 и выше) могут принести больше вреда чем пользы.
4. Лучше выбирать солнцезащитные средства, содержащие неорганические (физические) УФ-фильтры, такие как диоксид титана и оксид цинка. Физические Уф-фильтры безопаснее органических УФ-фильтров, так как они имеют широкий спектр действия, не оказывают гормонального воздействия и не вмешиваются в химические реакции, протекающие в коже.